Стало доброй традицией в детском саду проведение ЛЕГО-фестивалей. Так, 26 ноября 2021 года, в рамках реализации регионального проекта «Дети в приоритете» в МБДОУ «Детский сад «Родничок» г. Строитель» проведен ЛЕГО-фестиваль для детей старшего дошкольного возраста. Ребята с удовольствием конструировали по образцу индивидуально, работали в команде. По итогам фестиваля все участники получили сладкие призы, а все присутствующие - массу положительных эмоций.
Деятельность региональной инновационной площадки по проблеме
«Развитие конструктивной и исследовательской деятельности старших дошкольников в условиях учебно–игрового ЛЕГО - центра» на базе МБДОУ "Детский сад "Родничок" г.Строитель
АКТУАЛЬНОСТЬ
Современное общество и технический мир неразделимы в своем совершенствовании и продвижении вперед. Мир технологии захватил всю сферу человеческого бытия и совершенно не сдает своих позиций, а наоборот только усовершенствует их все в новых и новых открытиях.
Сегодня, чтобы успеть за новыми открытиями и шагать с миром в одну ногу, наше образование должно достичь еще немало важных усовершенствований и дать детям возможность воплотить в жизнь свои мечты и задумки, которые начинают формироваться у них в дошкольном образовательном учреждении.
Воспитание развитой личности во многом зависит от того, что в эту личность вложить, и как она с этим будет совладать.
Наблюдая за деятельностью дошкольников в детском саду, выявлено , что конструирование является одним из самых любимых и занимательных занятий для детей. Дети начинают заниматься Лего-конструированием, как правило, со средней группы. Включение детей в систематическую конструкторскую деятельность на данном этапе можно считать одним из важных условий формирования способности воспринимать внешние свойства предметного мира (величина, форма, пространственные и размерные отношения). В старшей группе перед детьми открываются широкие возможности для конструкторской деятельности. Этому способствует прочное освоение разнообразных технических способов конструирования. Дети строят не только на основе показа способа крепления деталей, но и на основе самостоятельного анализа готового образца, умеют удерживать замысел будущей постройки. Для работы уже используются графические модели. У детей появляется самостоятельность при решении творческих задач, развивается гибкость мышления.
В течение года возрастает свобода в выборе материала, сюжета, оригинального использования деталей, развивается речь, что особенно актуально для детей с ее нарушениями.
Подготовительная к школе группа – завершающий этап в работе по развитию конструкторской деятельности. Занятия носят более сложный характер, в них включают элементы экспериментирования, детей ставят в условия свободного выбора стратегии работы, проверки выбранного ими способа решения творческой задачи и его исправления. Лего-конструкторы современными педагогами причисляются к ряду игрушек, направленных на формирование умений успешно функционировать в социуме, способствующих освоению культурного богатства окружающего мира.
Актуальность введения Лего-конструирования в образовательный процесс дошкольных образовательных организаций обусловлена требованиями ФГОС ДО к созданию развивающей предметно – пространственной среды, ориентированной на овладение детьми способами усвоения знаний на основе системно – деятельностного подхода. Это означает, что для развития детей необходимо организовать содержательную деятельность в структурированной развивающей предметно-пространственной среде детского сада. Такую стратегию обучения возможно реализовать в образовательной среде LEGO Education.
Кроме того, Лего-конструкторы являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (Речевое, Познавательное и Социально-коммуникативное развитие):
позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);
формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;
объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью;
предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.
Конструкторы LEGO представляют собой яркий, безопасный трансформируемый и полифункциональный материал, дающий колоссальный простор для познавательно – исследовательской, социально – коммуникативной и игровой деятельности дошкольников. Конструктор LEGO является полифункциональным оборудованием, применение одних и тех же игровых упражнений способствует полисенсорному развитию детей. К преимуществам следует так же отнести безопасность, высокую прочность деталей и готовых изделий, мобильность игрушек, их удобный размер. Лего–конструирование обеспечивает возможности для общения и совместной деятельности детей и взрослых, помогает развивать двигательную активность ребёнка в соответствии с требованиями к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования, включающими необходимость создания насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, безопасной и доступной образовательной среды с учётом возрастных и индивидуальных особенностей развития детей.
Конструктор LEGO является уникальным явлением в мире игр детей, позволяющим всем общаться на одном языке – языке игры. Самой большой его ценностью является то, что он дает ребёнку возможность не только собрать игрушку, но и играть с нею, видоизменяя и преобразуя её, исходя из собственного замысла или необходимости дополнения игровой обстановки.
Использование разнообразных тематических наборов LEGO Education позволяет в полной мере обеспечить поддержку детской инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности, а также создает широкие возможности для выбора материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения.
В отличие от обычных традиционных наборов для детского конструирования, применяемых в детских садах, Лего–конструктор способствует не только поддержанию свободной самостоятельной игры детей, но и стимулирует желание к исследованиям, интерес к творчеству. Это универсальные конструкторы, которые в форме познавательной игры позволяют участникам рождать новые идеи, воплощать в реальность то, что могло бы быть на самом деле; самостоятельно решать поставленную задачу, видеть продукт совей деятельности, создавать пространства, в которых можно с удовольствием играть, изменяя и совершенствуя игровую обстановку.
Лего–конструирование и робототехника являются актуальным направлением развития сферы дошкольного образования и конкретно в Белгородской области. Уже на протяжении нескольких лет в регионе существует высокая потребность в квалифицированных специалистах – инженерах, технологах, конструкторах, т.е. профессиях технологической направленности. А именно робототехника прекрасно развивает техническое мышление и техническую изобретательность у детей.
Обучение Лего– конструированию как первому этапу робототехники именно в дошкольных образовательных организациях Белгородской области является актуальным, т.к. открытие на базе детских садов учебно – игрового ЛЕГО-центра будет более эффективно решать актуальные проблемы познавательного развития детей. Помимо этого, формирование первоначальных технических навыков, знакомство с первыми простейшими механизмами, обучение навыкам конструирования является первым шагом в профессиональной ориентации дошкольников.
Идея сделать Лего-конструирование процессом направляемым, расширить содержание конструкторской деятельности дошкольников, за счет внедрения конструкторов нового поколения, а также привлечь родителей к совместному техническому творчеству легла в основу нашей инновационной деятельности.
Инновационность деятельности заключается в создании на базе дошкольной образовательной организации учебно – игрового ЛЕГО–центра именно для воспитанников старшего дошкольного возраста, дорогостоящим оборудованием которого каждый ребёнок может воспользоваться на совершенно безвозмездной основе .
конструкторов нового поколения,
Цель инновационной деятельности: Разработка и апробация целостной системы педагогической деятельности (образовательной деятельности, игр, упражнений, проектной деятельности) по развитию конструктивной и исследовательской деятельности старших дошкольников средствами Лего – конструирования.
Цель инновационной деятельности МБДОУ "Детский сад "Родничок" г. Строитель": Обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольников посредством использования Лего-конструкторов".
Задачи инновационной деятельности: обеспечить целенаправленное применение Лего-конструкторов в образовательном процессе детского сада:
Организовать целенаправленную работу по применению Лего-конструкторов в образовательной деятельности по конструированию (1 раз в месяц) с детьми среднего дошкольного возраста;
Создать ЛЕГО-центр;
Повысить образовательный уровень педагогов за счет обучения Лего-технологии;
Создать банк данных дидактических и методических материалов;
Повысить интерес родителей к Лего-конструированию через организацию активных форм работы с родителями и детьми;
Разработать механизм внедрения Лего-конструирования в образовательную деятельность учреждения.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПЕРВЫЙ ЭТАП ( подготовительный: март-август 2017 г.) – изучение возможностей внедрения образовательной робототехники в образовательный процесс ДОУ, анализ имеющихся условий, разработка и защита инновационного проекта, формирование программы экспериментальной деятельности, повышение квалификации педагогов, организация начального материально-технического обеспечения ЛЕГО–центра.
ВТОРОЙ ЭТАП (внедренческий: сентябрь - август 2019 г.) - практическое осуществление экспериментальной деятельности: организация работы ЛЕГО- центра, подведение и анализ промежуточных результатов эксперимента; осуществление корректировки программы экспериментальной деятельности, решение организационных вопросов по более широкому использованию возможностей ЛЕГО-центра в образовательном процессе с дошкольниками: реализация детско-родительских проектов, мастер-классов по работе с детьми, родителями, педагогами; выявление и устранение возникающих в процессе работы проблем;
ТРЕТИЙ ЭТАП (обобщающий: сентябрь - декабрь 2019 гг.) – осуществление распространения опыта, систематизация и обобщение полученных результатов, их статистическая обработка; осуществление презентация полученных результатов.
СОДЕРЖАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Основная идея инновационной деятельности заключается в реализации более широкого и глубокого содержания образовательной деятельности в детском саду с использованием конструкторов LEGO.
Реализация идеи инновационной деятельности с использованием LEGO- технологии проходит в трех направлениях.
ПЕРВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
В рамках осуществления инновационной деятельности ДОО предполагается реализация ОД с использованием LEGO конструкторов, начиная с младшего дошкольного возраста (возрастная категория с 3 до 7 лет). Системность и направленность данного процесса обеспечивается включением LEGO- конструирования в регламент образовательной деятельности детского сада, реализуется в рамках образовательной области «Познание», раздела
«Конструирование», на основе методических разработок М.С. Ишмаковой
«Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС». LEGO- конструирование начинается с трехлетнего возраста: детям вторых младших групп предложен конструктор LEGO DUPLO. Дети знакомятся с основными деталями конструктора LEGO DUPLO, способами скрепления кирпичиков, у детей формируется умение соотносить с образцом результаты собственных действий в конструировании объекта.
ЗАДАЧИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ 3-4 ЛЕТ:
- познакомить с деталями конструктора.
- научить создавать конструкцию конкретного назначения.
- научить определять геометрические формы деталей и сопоставлять их друг с другом.
- научить видеть образ и соотносить его с формами конструктора.
- продолжить знакомство с приемами создания конструкций, крепления деталей конструктора.
- обучить созданию конструктивных образов в процессе экспериментирования с различными материалами и преобразования предлагаемых заготовок.
В средней группе (с 4 до 5 лет) дети закрепляют навыки работы с конструктором LEGO, на основе которых у них формируются новые. В этом возрасте дошкольники учатся не только работать по плану, но и самостоятельно определять этапы будущей постройки, учатся ее анализировать. Добавляется форма работы — это конструирование по замыслу. Дети свободно экспериментируют со строительным материалом.
ЗАДАЧИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ 4-5 ЛЕТ:
-Закрепить умение работать с различными конструкторами, учитывая их свойства.
-закрепить умение выделять, называть, классифицировать объемные геометрические тела и архитектурные формы.
-научить создавать сюжетные композиции.
-видеть образ и соотносить его с деталями конструктора.
-научить использовать различные приемы создания конструкций, соединять и комбинировать детали.
-научить создавать разнообразные конструкции в процессе экспериментирования с различными материалами, преобразовывать предлагаемые заготовки.
В старшей группе (с 5 до 6 лет) конструктивное творчество отличается содержательностью и техническим разнообразием, дошкольники способны не только отбирать детали, но и создавать конструкции по образцу, схеме, чертежу и собственному замыслу.
ЗАДАЧИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ 5-6 ЛЕТ:
-Обучение планированию этапов собственной постройки, самостоятельно находить конструктивные решения;
-Конструирование во фронтальной плоскости;
-Использование крутящихся, подвижных деталей;
-формирование навыка работы с партнёром.
В подготовительной группе (с 6 до 7 лет) формирование умения планировать свою постройку при помощи Лего-конструктора становится приоритетным. Особое внимание уделяется развитию творческой фантазии детей: дети конструируют по воображению по предложенной теме и условиям. Таким образом, постройки становятся более разнообразными и динамичными.
ЗАДАЧИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ 6-7 ЛЕТ:
- развитие фантазии и конструктивного воображения;
- развитие чувства симметрии;
- закрепление навыков анализа объекта, выделения его составных частей на основе анализа постройки;
- учить самостоятельно находить отдельные конструктивные решения. Конструирование – один из излюбленных видов детской деятельности. Отличительной особенностью такой деятельности является самостоятельность и творчество. Как правило, конструирование завершается игровой деятельностью. Созданные Лего-постройки дети используют в сюжетно- ролевых играх, в играх-театрализациях, используют Лего-элементы в дидактических играх и упражнениях, при подготовке к обучению грамоте, ознакомлении с окружающим миром. Так, последовательно, шаг за шагом, в виде разнообразных игровых, интегрированных, тематических занятий дети развивают свои конструкторские навыки, у детей развивается умение пользоваться схемами, инструкциями, чертежами, развивается логическое мышление, коммуникативные навыки.
При организации образовательного процесса используются современные образовательные технологии, технологии развивающего обучения, в том числе современные информационные технологии, интерактивная образовательная среда.
В рамках разрабатываемой системы педагогической деятельности в её технологической части предлагается использовать Лего–технологию – одну из самых известных инновационных педагогических технологий, при реализации которой широко используются трехмерные модели реального мира и предметно – игровой среды для обучения и развития ребёнка. Использование Лего – технологии обеспечивает интеграцию различных видов деятельности.
В основу образовательной деятельности с использованием Лего – технологии закладывается игра – ведущий вид детской деятельности. Технология позволяет учиться и обучаться в игре. Соответственно, перед педагогами открываются широкие возможности для применения игровых технологий при обучении Лего–конструированию. Игровые технологии рассматриваются как целостное образование, охватывающего определённую часть процесса обучения, объединённое общим сюжетом, содержанием и персонажем. Игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию образования, помогает активизировать, высоко мотивировать образовательный процесс и легко усваивать учебный материал детям. Все игровые технологии направлены на оптимизацию процесса обучения и его индивидуализацию в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями ребёнка.
Применение технологии проектирования (проектных технологий) в реализации системы педагогической деятельности позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников. Данная технология рассматривается как педагогическая инновация, т.к. в ее основу заложена идея о направленности познавательной деятельности дошкольников на результат, который достигается в процессе совместной работы педагога и детей над определённой практической проблемой. Технологии проектирования могут являться уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей, педагогов и родителей, способом реализации личностно – ориентированного подхода к организации процесса дошкольного образования.
Широкое применение при обучении Лего–конструированию может найти и технология проблемного обучения. Его суть заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства её решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания. Создавая проблемные ситуации, мы побуждаем детей выдвигать гипотезы, делать выводы, обобщения, приучаем не бояться допускать ошибки, способствуя формированию личности ребёнка.
Эффективность обучения зависит и от организации конструктивной деятельности, проводимой с применением следующих МЕТОДОВ:
Объяснительно-иллюстративный - предъявление информации различными способами (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, демонстрация, работа с технологическими картами и др.);
Эвристический - метод творческой деятельности (создание творческих моделей и т.д.);
Проблемный - постановка проблемы и самостоятельный поиск её решения детьми;
Программированный - набор операций, которые необходимо выполнить в ходе выполнения практических работ (форма: компьютерный практикум, проектная деятельность);
Репродуктивный - воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу);
Частично - поисковый - решение проблемных задач с помощью педагога;
Поисковый – самостоятельное решение проблем;
Метод проблемного изложения - постановка проблемы педагогом, решение ее самим педагогом, соучастие ребёнка при решении.
Метод проектов - технология организации образовательных ситуаций, в которых ребёнок ставит и решает собственные задачи, и технология сопровождения самостоятельной деятельности детей.
Таким образом, проектно-ориентированное обучение – это систематический учебный метод, вовлекающий ребёнка в процесс приобретения знаний и умений с помощью широкой исследовательской деятельности, базирующейся на комплексных, реальных вопросах и тщательно проработанных заданиях.
ВТОРОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Реализуется расширение и углубление содержания конструкторской деятельности воспитанников старшего дошкольного возраста за счет использования программируемых конструкторов нового поколения LEGO-
«Education» в рамках инновационной деятельности. Состав групп: 8-10 чел. Формирование группы происходит по желанию воспитанников и является стабильным. Возрастная категория: с 5 до 7 лет.
Предполагаются 2 ступени обучения:
ступень - «Новичок» для детей 5-6 лет. Дети знакомятся с уникальными возможностями моделирования построек в программе LEGO-
«Education». Организация образовательной деятельности, на данном этапе, выстраивается в индивидуальных и подгрупповых формах работы с детьми;
2 ступень - « Робототехник» (возрастная категория: с 6 до 7 лет) предполагает освоение LEGO - конструирования с использованием робототехнических конструкторов: LEGO- «WeDO», «ROBO-KIDS»;
Конструкторы данного вида предназначены для того, чтобы положить начало формированию у воспитанников подготовительных групп целостного представления о мире техники, устройстве конструкций, механизмов и машин, их месте в окружающем мире. Реализация данного курса позволяет расширить и углубить технические знания и навыки дошкольников, стимулировать интерес и любознательность к техническому творчеству, умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать гипотезы. На этом этапе работы предполагается организация совместной проектной деятельности, активное привлечение родителей к техническому творчеству.
ТРЕТЬЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Третье направление предполагает активное обучение педагогов LEGO - технологии, как за счет курсовой подготовки, так и организации обучающих семинаров-практикумов, мастер - классов, открытых занятий и т.д.
А также открытие LEGO - центра. ЛЕГО-центр - это отдельно организованный центр активности дошкольников, созданный на базе общеразвивающей группы, оснащенный необходимыми учебно-методическими средствами, игровым оборудованием, необходимым для организации образовательной деятельности по Лего-конструированию и робототехнике.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ, ОБОРУДОВАНИЕ:
столы, стулья (по росту и количеству детей);
демонстрационная магнитная доска;
демонстрационный столик;
ковер;
технические средства обучения (ТСО) (мультимедийное устройство);
презентации и учебными фильмами (по темам занятий)
Наборы LEGO «Duplo», «Wedo», «RoboKids»
Игрушки для обыгрывания ситуации;
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ:
наглядно-демонстрационный
технологические карты
АЛГОРИТМ РЕАЛИЗАЦИИ
Мероприятия
Результат
I этап Подготовительный
(март-август 2017 г.)
Разработка нормативно-правовой базы.
Определение ответственных исполнителей инновационной деятельности.
Приказ, положение о творческой группе, определение функциональных обязанностей членов творческой группы
Организация деятельности рабочей группы
План работы, протоколы заседаний, сбор практического и методического материала
Создание материально-технических условий
ЛЕГО-центр
Анализ методической литературы, наглядно – дидактических пособий, ресурсов сети интернет по Лего-конструированию и робототехнике
Создание банка методических, наглядно
– дидактических пособий, подбор литературы.
Приобретение методической литературы, конструкторов LEGO, мебели
Игровое LEGO оборудование. Учебный методический материал для сопровождения образовательного процесса Лего-конструирования и робототехники в ДОУ.
Мониторинг образовательных потребностей и профессиональных затруднений педагогов детского сада по Лего-конструированию и робототехнике
Анкетирование педагогов, аналитическая справка.
Повышение профессиональной компетенции педагогов по вопросам развития конструктивной деятельности и технического творчества дошкольников через Лего- конструирование и робототехнику.
Приказы, планы методических мероприятий, курсы повышения квалификации для педагогов: «Конструирование и робототехника в условиях введения ФГОС».
Анализ состояния конструктивной, развивающей предметно-пространственной среды в учреждении.
Аналитическая справка, составление плана обновления и обогащение предметно-пространственной среды и методического обеспечения по конструктивной деятельности и техническому творчеству дошкольников.
Разработать план мероприятий на 2 практический этап.
План мероприятий
II этап Внедренческий
(сентябрь 2017– август 2019года)
Подготовить отчёт о реализации 1 подготовительного этапа.
Отчет о реализации 1 этапа проекта.
Проведение мини педсовета по теме:
«Развитие конструктивной и исследовательской деятельности старших дошкольников в условиях учебно–игрового ЛЕГО - центра»
План проведения мини педсовета, протокол, практический и методический материал, презентация.
Разработка методических материалов (планов проведения семинаров, круглых столов, консультаций, практических занятий, мастер – классов) для работы с педагогами
Разработка серии методических материалов, накопление практического материала.
Повышение профессиональной компетенции педагогов через разные формы методической работы (работа творческих групп, изучение передового опыта и т.д.).
Протоколы мероприятий, практический и методический материал, презентации.
Разработка примерных планов совместной деятельности по Лего-конструированию.
Планы совместной деятельности.
Разработка форм организации обучения по LEGO-конструированию.
Описание форм обучения.
Интеграция Лего-конструирования и робототехники с различными образовательными областями.
Практический и методический материал.
Изучение и внедрение в работу педагогов детского сада системы работы по Лего- конструированию в самостоятельной и совместной деятельности во всех группах ДОУ (проведение серии методических мероприятий: открытые просмотры, мастер - классы и т.д.)
Перспективное планирование, планы воспитательно – образовательной работы. Практический и методический материал, планы проведения.
Создание мультимедийных презентаций по темам
Банк мультимедийных презентаций
Разработка технологических карт по Лего- конструированию для всех возрастных групп.
Технологические карты по Лего- конструированию для детей младшего, среднего, старшего дошкольного возраста (старшей и подготовительной групп).
Разработка методических пособий для работы с детьми младшего, среднего и старшего дошкольного возраста по Лего- конструированию и робототехнике.
Методические пособия по Лего- конструированию и робототехнике.
Разработка сценариев и проведение мероприятий (развлечения, соревнования) по Лего-конструированию и робототехнике.
Практические материалы, сценарии, фото и видео материал, оформление странички на сайте детского сада, размещение в
сети интернет.
Разработка плана взаимодействия с родителями, вовлечение их в образовательную деятельность через создание совместных работ.
План, образовательные проекты, сценарии совместных мероприятий, фото- и видеоматериал.
Проведение конкурсов: «Моя творческая мастерская» (видеопроекты создания построек с родителями), «Фото стенд моих построек».
Положения конкурсов, приказы, грамоты, фотоматериал, сайт детского сада.
Организация сетевого взаимодействия.
Проведение совместных мероприятий, видео и фото материалы.
Разработка системы контроля (тематический, оперативный), за ходом реализации деятельности и коррекции мероприятий.
Аналитические справки.
Разработать план мероприятий на 3 этап
План мероприятий
III этап Обобщающий
(август-декабрь 2019 года)
Подготовить отчёт о реализации 2 практического этапа.
Отчет
Провести тематический контроль по теме:
«Состояние работы в учреждении по внедрению Лего-конструирования и робототехники».
План тематического контроля, аналитическая справка.
Подведение итогов работы по внедрению Лего-конструирования и робототехники в ДОУ.
Итоговые отчеты, сбор папок « Из опыта работы».
Подведение итогов работы творческой группы
Аналитическая справка
Оформление актуального педагогического опыта работы учреждения
Оформление опыта работы, размещение на сайте МДОУ.
Информирование общественности через СМИ, сайт учреждения о ходе, результатах деятельности инновационной площадки.
Видео и фото, репортажи в местных СМИ, сайт учреждения.
Подведение итогов работы с родителями. Организация обмена мнениями в ходе круглого стола «Итоги работы».
План проведения круглого стола, фотоматериал.
Итоговый педагогический совет по теме:
«Подведение результатов деятельности инновационной площадки"
План подготовки и проведения, практический и методический материал, протокол.
Реализация мероприятий, направленных на практическое внедрение и распространение опыта работы.
Презентация опыта по реализации инновационной деятельности.
Создание информационного банка методического материала собранного в ходе инновационной деятельности.
Издание методического пособия для работы с детьми.
Диссеминация опыта деятельности инновационной площадки через различные формы методической деятельности: региональные и районные семинары, конференции, конкурсы, практические семинары, круглые столы и т.д.
Написание итогового отчета. Анализ деятельности инновационной площадки.
Отч
МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Проведение педагогической диагностики на каждом этапе эксперимента, включающего в себя исследование технического творчества воспитанников.
Заинтересованность дошкольников в конструировании, активность в конструкторской деятельности, участие и заинтересованность родителей в совместной творческой деятельности.
Оснащенность ЛЕГО–центра, позволит определить качество достигнутых результатов экспериментальной деятельности, определить эффективность и результативной работы, выявить трудности и проблемы, что в целом обеспечит положительный результат эксперимента.
ФОРМА ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ:
№ п/ п
Ф.
И.
Умение конструиров ать поделку по инструкции педагога
Умен ие конструир овать поделку
по пошаговой схеме
Умение конструиров ать
поделку по образцу
Умени е конструиров ать поделку по замыслу
Ум ение детей моделиро вать объекты по иллюстра циям и рисункам
1
Мониторинг образовательных результатов.
Уровень развития умений и навыков.
Навык подбора необходимых деталей (по форме и цвету)
Высокий (++): Может самостоятельно, быстро и без ошибок выбрать необходимые детали.
Достаточный (+): Может самостоятельно, но медленно, без ошибок выбрать необходимую деталь.
Средний (-): Может самостоятельно выбрать необходимую деталь, но очень медленно, присутствуют неточности.
Низкий (--): Не может без помощи педагога выбрать необходимую деталь
Нулевой (0): Полное отсутствие навыка
Умение проектировать по образцу
Высокий (++): Может самостоятельно, быстро и без ошибок проектировать по образцу.
Достаточный (+): Может самостоятельно исправляя ошибки в среднем темпе проектировать по образцу.
Средний (-): Может проектировать по образцу в медленном темпе исправляя ошибки под руководством педагога.
Низкий (--): Не видит ошибок при проектировании по образцу, может проектировать по образцу только под контролем педагога.
Нулевой (0): Полное отсутствие умения
Умение конструировать по пошаговой схеме (по инструкции педагога)
Высокий (++): Может самостоятельно, быстро и без ошибок конструировать по пошаговой схеме.
Достаточный (+): Может самостоятельно исправляя ошибки в среднем темпе конструировать по пошаговой схеме.
Средний (-): Может конструировать по пошаговой схеме в медленном темпе исправляя ошибки под руководством педагога.
Низкий (--): Не может понять последовательность действий при проектировании по пошаговой схеме, может конструировать по схеме только под контролем педагога.
Нулевой (0): Полное отсутствие умения.
Умение конструировать по замыслу
Высокий (++): Ребенок самостоятельно разрабатывает замысел в разных его звеньях (название предмета, его назначение, особенности строения). Самостоятельно работает над постройкой.
Средний(-):Тему постройки ребенок определяет заранее. Конструкцию, способ ее построения находит путем практических проб, требуется помощь взрослого.
Низкий (--): Замысел у ребенка неустойчивый, тема меняется в процессе практических действий с деталями. Создаваемые конструкции нечетки по содержанию. Объяснить их смысл и способ построения ребенок не может.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Сформированы конструкторские умения и навыки, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
Развито умение применять свои знания при проектировании и сборке конструкций.
Развита познавательная активность детей, воображение, фантазия и творческая инициатива.
Совершенствованы коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.
Сформированы предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.
Эффективность деятельности учебно–игрового ЛЕГО–центра может быть оценена по двум направлениям.
Первое направление – независимая оценка со стороны социума, соответствие социальному заказу, оценка деятельности ЛЕГО–центра родительской общественностью (удовлетворённость по результатам анкетирования).
Второе направление – непосредственная оценка качественных изменений в развитии дошкольников. Основными показателями успешности детей в овладении конструктивными действиями при использовании Лего– конструкторов являются следующие:
Дети знают:
Название основных элементов конструктора (деталь, колесо, ролик, шестеренка, крепеж и д.т.);
Способы соединения деталей в зависимости от поставленных задач собираемой конструкции;
Виды подвижных соединений деталей;
Последовательность соединения несложных модулей;
Особенности действия основных физических сил, плавучести, равновесия.
Дети могут:
Организовать свое рабочее место и поддерживать порядок во время конструирования;
Соблюдать правила безопасности при работе с конструктором;
Планировать последовательность изготовления поделки по образцу, графической схеме или фотографии, осуществлять контроль результата работы;
Проявлять инициативу при работе с ЛЕГО – конструкторами;
Моделировать и анализировать проблемные ситуации, проводить простейшие исследования;
Собирать модели по образцу, по схеме, на время, видоизменять и преобразовывать постройки;
Собирать разнообразные транспортные средства, механизмы, организовывать игру с ними;
Работать с инструментами (отвертка, гаечный ключ);
Придумывать собственные модели / проекты для конструирования;
Конструировать простейшие действующие модели робототехники.
Работать индивидуально, парами и группой с опорой на готовый план в виде рисунков, технологических карт, осуществлять взаимоконтроль качества результата друг друга;
Выполнять работу в заданное время.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Выводы и оценка продуктивности реализации инновационной деятельности планируется сформулировать на основе самоанализа результатов педагогической деятельности.
В результате успешной реализации инновационной деятельности планируется достижение следующих результатов:
.Создание в ДОУ новых условий обучения и развития дошкольников, через организацию целенаправленного образовательного процесса с использованием LEGO - конструирования (начиная со второй младшей группы), в рамках реализации основной части образовательной программы детского сада.
.Выраженная активность родителей в совместной образовательной деятельность с детьми по приобщению к техническому творчеству;
Модель ЛЕГО- центра (с методическими рекомендациями по организации работы в ЛЕГО-центре: правила работы в ЛЕГО-центре, схема- алгоритм работы с конструкторами LEGO, технологические карты сборки конструкторских моделей, рабочая тетрадь дошкольника по образовательной робототехнике (для 6-7 лет);
Высокий образовательный уровень педагогов за счет обучения Лего-
-технологии.
Реализация инновационной деятельности значима для развития системы образования, так как способствует:
Обеспечению работы в рамках ФГОС;
Формированию имиджа детского образовательного учреждения;
Удовлетворённости родителей в образовательных услугах ДОУ;
Повышению профессионального уровня педагогов;
Участию педагогов в конкурсах различных уровней;
Участию воспитанников ДОУ в фестивалях робототехники.
В результате обобщения предполагается диссеминация результатов:
принятие участия в конкурсах различного уровня организационно- методической направленности по темам, отражающим инновационную деятельность в ДОУ,
принятие участия в конкурсах и фестивалях робототехники и технического творчества.