Предметно-развивающая среда помещений детского сада соответствует требованиям программ, реализуемых в МБДОУ «Детский сад «Родничок» г.Строитель».
Предметно-развивающая среда в учреждении представляет собой систему условий, обеспечивающая всю полноту развития детской деятельности и личности ребенка. Она включает ряд базовых компонентов, необходимых для полноценного физического, художественно-эстетического, познавательного, социально-коммуникативного и речевого развития детей. В детском саду к ним относятся экологические, природные объекты, физкультурно-игровые и оздоровительные сооружения, предметно-игровая среда, детская библиотека, игротека и видеотека, музыкально-театральная среда, предметно-развивающая среда непосредственно образовательной деятельности и др. Такая среда должна позволять ребенку активно действовать в ней и творчески ее видоизменять.
В групповых помещениях, в соответствии с современными требованиями к организации предметно-развивающей среды, оборудованы зоны для организации разнообразной детской деятельности (как самостоятельной, так и совместной с воспитателем).
Территория детского сада — 8210 м2, на ней компактно размещены: площадки для прогулок детей, мини-стадион, Тропа здоровья, опытно-экспериментальные участки, экологическая тропа, альпийская горка, рокарий, искусственный водоем, розарий, цветочные клумбы, огород, плодовые деревья, липовая аллея, ягодные и декоративные кустарники.
На игровых площадках размещены современные игровые комплексы, сделанные из экологически безопасных материалов, имеющие сертификат.
Наш спортивный зал оснащен всем необходимым спортивным оборудованием и инвентарем для развития физических качеств детей, организации спортивных и подвижных игр, а также детскими тренажерами для профилактики и коррекции нарушений здоровья: батуты, корригирующие дорожки, массажные коврики, велотренажер, беговая дорожка.
Доступ к ИС и ИТС
В дошкольном образовательном учреждении имеется доступ к сети Интернет. В учреждении имеется в наличие и функциональном состоянии 19 единиц цифровой техники, в том числе 8 компьютеров, 3 ноутбука, 1 интерактивная доска, 1 интреактивный пол, 2 медиапроектора, 4 многофункциональных устройства (лазерные и струйные), 1 ламинатор, 1 цифровой фотоаппарат, 1 мультистудия, детская цифровая «Мультимедийная лаборатория».
Электронные образовательные ресурсы являются неотъемлемой частью современной системы образования. Не является исключением и наш детский сад. Педагоги активно используют мультимедийную технику и электронные образовательные и информационные ресурсы.
В ДОУ ведется работа по созданию безбарьерной среды для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
При поступлении в ДОУ ребенка с ОВЗ или ребенка – инвалида создаются необходимые условия для организации образовательного процесса с детьми – инвалидами, с детьми с ограниченными возможностями здоровья. В ДОУ функционируют 2 группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.
В ДОУ имеется музыкальный и физкультурный залы, оснащенные необходимым оборудованием и пособиями для организации совместной деятельности педагогов с воспитанниками, в том числе с детьми с ОВЗ, с детьми – инвалидами по художественно – эстетическому направлению. В физкультурном зале есть все необходимое для проведения физкультурных занятий и физкультурно – оздоровительных мероприятий с воспитанниками.
В группах предметно-развивающая среда создана с учетом возрастных особенностей детей. В каждой возрастной группе образовательная среда обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую, двигательную, коммуникативную др. деятельность. Среда групп пополняется современным игровым оборудованием.
При необходимости развивающая среда ДОУ обновляется с учетом потребностей детей с ОВЗ, детей – инвалидов.
В ДОУ создана система необходимых условий, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ.
Вся работа детского сада строится на принципах охраны жизни и здоровья детей, инвалидов и лиц с ограниченными возможностями в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049-13:
1) проводится ежедневный утренний приём детей воспитателями и (или) медицинским работником, которые опрашивают родителей о состоянии здоровья и проводят термометрию (измерение температуры) в присутствии родителей, по показаниям. Настоящие правила, и нормативы направлены на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по их воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению в дошкольных организациях.
2) раз в неделю медицинский работник проводит осмотр детей.
3) организовано динамическое наблюдение за самочувствием и психофизиологическим состоянием воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ.
В соответствии с рекомендациями Роспотребнадзора по недопущению распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19, в ДОУ осуществляется строгое соблюдение правила личной гигиены и производственной санитарии, введен масочный режим и проводится всеобщая термометрия.
Созданы специальные педагогические условия для образовательной деятельности ребенка с ОВЗ, ребенка-инвалида:
- разработана и реализуется индивидуальная коррекционная программа согласно основному и сопутствующим заболеваниям ребенка-инвалида;
- при создании условий образовательной деятельности в ДОУ учитываются психофизические особенности развития и индивидуальные возможности ребенка-инвалида;
- обеспечение щадящего режима при организации образовательного процесса;
- чередование индивидуальных и подгрупповых занятий;
- повторение и упрощение инструкций во время образовательного процесса;
- корректировка времени для выполнения заданий;
- снижение темповых нагрузок;
- стимулирующая помощь взрослого;
- чередование видов деятельности;
- снижение нагрузок при проведении физкультурных занятий;
- условия для двигательной активности ребенка (центр группы всегда остается свободным);
- подбор специального дидактического материала и т. п.
Для организации совместной и самостоятельной деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, познавательно – исследовательской и пр.) воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья имеется коррекционное оборудование: мягкие модули, мягкие маты, «сухой бассейн», массажные мячи, набивные мячи, «дорожки здоровья», большое количество дидактических игр для развития мелкой моторики т. п.
В учреждении питание 4-х разовое организовано в соответствии с утвержденным 10-дневным меню.
В МБДОУ «Детский сад «Родничок» г. Строитель» (далее — ДОУ) выработана система работы по охране труда и обеспечению безопасных условий для жизни и здоровья воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ и сотрудников:
Администрация систематически осуществляет контроль за соблюдением техники безопасности при организации воспитательно-образовательного процесса с детьми. Организован пропускной режим в дневное время силами сотрудников, в ночное время – охрана ДОУ осуществляется сторожами. Все групповые помещения оборудованы мебелью, соответствующей по параметрам возрасту воспитанников. Об эффективности работы по охране труда и соблюдению техники безопасности свидетельствуют отсутствие случаев детского дорожно-транспортного травматизма, производственного травматизма.
В ДОУ систематически ведется физкультурно–оздоровительная работа: утренняя гимнастика, занятия, подвижные игры, спортивные досуги и развлечения, непосредственно образовательная деятельность с детьми по воспитанию ЗОЖ. Обязательным является включение в воспитательно-образовательный процесс различных технологий оздоровления и профилактики. Это:
Содержание психолого–педагогической работы по освоению образовательной области «Физическое развитие» строится на целенаправленной работе по охране жизни, укреплению и сохранению здоровья детей. В ДОУ созданы достаточно благоприятные условия для физического и психического комфорта детей. Удовлетворяется потребность детей в движении на протяжении всего пребывания ребенка в структурном подразделении в ДОУ.
Для всех возрастных групп имеются режимы двигательной активности. Старшая медсестра регулярно проводит профилактическую работу.
В течение учебного года проводится работа по развитию двигательных умений и навыков, физических качеств. Воспитатели младших групп в системе проводят с детьми игровые и сюжетно – игровые физкультурные занятия. Воспитатели среднего и старшего дошкольного возраста особое внимание уделяют сюжетным, тренировочным и спортивным развлечениям с использованием музыки, упражнений на дыхание и профилактику плоскостопия.
В системе проводится работа с дошкольниками по основам безопасной жизнедеятельности. Должное внимание уделяется обучению детей правилам дорожного движения. Воспитателями проводятся тематические беседы и занятия, организуются выставки рисунков детей «Дорога глазами детей», проводятся музыкально – спортивные развлечения, такие как «Наш друг светофор», «Красный, желтый зеленый» и др. Инспектор ГИБДД систематически проводит беседы с детьми подготовительных к школе групп по ознакомлению с правилами дорожного движения.
Организация питания в ДОУ соответствует санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам. Организовано 4-х разовое питание, необходимое для нормального роста и развития детей. При составлении рациона ребенка учитывается возраст, уровень физического развития, физиологическая потребность в основных пищевых веществах и энергии. Рацион питания разнообразный, включает в повседневный рацион все основные группы продуктов. Важнейшим условием правильной организации питания детей является строгое соблюдение санитарно-гигиенических требований к пищеблоку и процессу приготовления и хранения пищи. В целях профилактики пищевых отравлений и острых кишечных заболеваний работники пищеблока строго соблюдают установленные требования к технологической обработке продуктов, правил личной гигиены.
Группы обеспечены соответствующей посудой, удобными столами. Воспитатели приучают детей к чистоте и опрятности при приеме пищи. Контроль за качеством питания, разнообразием и витаминизацией блюд, закладкой продуктов питания, кулинарной обработкой, выходом блюд, вкусовыми качествами пищи, правильностью хранения и соблюдением сроков реализации продуктов питания осуществляется администрацией, медсестрой. В меню представлены разнообразные блюда, исключены их повторы.
Таким образом, детям обеспечено полноценное сбалансированное питание. Разработано и утверждено циклическое 10-дневное меню с технологическими картами, рецептурами и порядком приготовления блюд с учетом времени года.
Основным нормативно-правовым актом, содержащим положение об обеспечение безопасности участников образовательного процесса, является Закон «Об образовании в Российской Федерации», который устанавливает ответственность дошкольного образовательного учреждения за жизнь и здоровье воспитанников и работников учреждения во время образовательного процесса.
Безопасные условия пребывания в образовательном учреждении — это, в первую очередь, условия, соответствующие противопожарным, санитарным и техническим нормам, и правилам, возрастным особенностям дошкольников.
Основными направлениями деятельности администрации ДОУ по обеспечению безопасности в детском саду является:
Разработаны документы:
Локальные акты: положения, приказы и инструкции по охране жизни и здоровья детей:
— «Положение об организации работы по охране труда и безопасности жизнедеятельности»;
— Приказ об утверждении инструкций;
Локальные акты по пожарной безопасности:
— Схема оповещения в случае чрезвычайной ситуации;
— План эвакуации в случае возникновения пожара и чрезвычайной ситуации;
Средства обучения и воспитания:
Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения на следующие виды:
-печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.);
- электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.п.);
- аудиовизуальные (слайды, слайд - фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях);
- наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
- демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные);
- учебные приборы (компас, барометр, колбы, и т.д.);
- тренажёры и спортивное оборудование (автотренажёры, гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.).
Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.
Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках ННОД по освоению Программы, но и при проведении режимных моментов.
Развивающая предметно-пространственная среда создана с учетом интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование могут использоваться и в ходе реализации других областей. Подбор средств обучения и воспитания осуществляется для тех видов детской деятельности (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной литературы), которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования, а также с целью активизации двигательной активности ребенка.
Оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.
Для формирования математических представлений имеются демонстрационный и раздаточный материал для обучения счету, количеству, развитию представлений (схемы, плакаты), временных представлений (часы, календари) и пр.
Для конструктивной деятельности: крупный (напольный) и мелкий (настольный) строительный материал (деревянные, пластмассовые), конструкторы: «ЛЕГО», деревянные и пр.
Для развития речи и речевого общения: наборы книг, картин, развивающие игры, схемы для составления рассказов, коврограф, ширма, разнообразные виды кукольного театра, аудио- и видеоаппаратура, телевизор и пр.
Для развития игровой деятельности: наборы дидактических игр, .мягкой мебели, игры и игрушки для сюжетно-ролевых игр (с учетом гендерного подхода): «Кухня», «Столовая», «Больница», «Магазин», «Пожарные», «Инспектор ДПС», «Школа» и др.
Для познавательной деятельности в группах созданы исследовательские уголки, где имеются дидактические пособия и игры, познавательная литература, энциклопедии, карты, схемы.
Физкультурный зал с физкультурным оборудованием:
обручи, мячи разных размеров, шведская стенка, баскетбольная стойка, скамейка, палка гимнастическая, скакалки, кегли, мешочки с грузом, мяч набивной большой, малый, стойки для подлезания, мяч баскетбольный, теннисные ракетки, маты, игровые модули, атрибуты для подвижных игр.
На участке детского сада оборудованы спортивный стадион и спортивная площадка для занятий детей на улице. Имеются пособия для равновесия, для укрепления мышц рук, развития ловкости, лазанья.
Игровые площадки с песочницами, качелями, с цветущими кустарниками, разбиты цветники. Коллектив ежегодно облагораживает игровые площадки, пополняя новыми постройками и спортивными сооружениями, малыми архитектурными формами (сделаны своими руками) для активной физической деятельности воспитанников.
Физкультурно - оздоровительные центры (спортивные уголки в группах):
Силами воспитателей совместно с родителями и детьми было изготовлено нетрадиционное оборудование: массажные коврики для стоп, дорожки с изображением следов. Все материалы соответствуют экологическим и гигиеническим требованиям.
Музыкальный зал: фортепиано, музыкальный центр, детские музыкальные инструменты, музыкальные дидактические игры, фонотека, набор портретов композиторов.
Театральный уголок - ширма, музыкальная литература, музыкальный центр, наборы кукольных театров по русским народным сказкам.
Музыкальный уголок в группах:
музыкальные инструменты, которые доставляют детям много радостных минут. А, кроме того, развивают фонематический слух и чувство ритма у малыша.
Уголок художественно-изобразительной деятельности:
Материалы и пособия, предназначенные для самостоятельной продуктивной деятельности — конструирования, рисования, лепки, аппликации, создания разного рода поделок, макетов из природного и бросового материала.
Для развития экологической культуры используются иллюстрированный материал и наглядные пособия.
Название ресурса * |
Ссылка * |
Официальный сайт управления образования администрации Яковлевского городского округа |
|
Российский образовательный портал. |
|
Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации |
|
Федеральный портал «Российское образование» |
|
Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» |
|
Сайт фестиваля педагогических идей. Огромное количество разработок уроков по всем школьным дисциплинам. |
|
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов |
|
Белгородский государственный университет |
|
Белгородская государственная универсальная научная библиотека |
|
Научная электронная библиотека |
|
Учебные видеофильмы, CD и DVD программы |
|
Сайт Культура России содержит обширную информацию о литературе, искусстве, архитектуре, музыке, кино, декоративно-прикладному искусству |