Бережливый детский сад

В соответствии с планом реализации проекта «Внедрение бережливых технологий в деятельность дошкольных образовательных организаций Белгородской области» («Бережливый детский сад») в целях организационно-методического сопровождения внедрения бережливых технологий в деятельность дошкольных образовательных организаций (далее – ДОО) Белгородской области МБДОУ «Детский сад «Родничок» г. Строитель утвердили муниципальной «опорной» площадкой ДОО
по внедрению бережливых технологий

Суть проекта заключается во внедрении принципов «Бережливого производства» в практику работы детского сада с целью повышения эффективности и улучшения качества услуг в дошкольных образовательных организациях.

В рамках проекта планируется реализация конкретных мероприятий:

  • применение визуализации, направленной на повышение безопасности детей, родителей и сотрудников;
  • проведение цикла развивающих занятий для детей;
  • повышение информированности родителей через визуализацию и организацию родительских собраний;
  • стандартизация ежедневных операций детей и сотрудников;
  • рациональная организация рабочих мест детей и сотрудников.

Все разработанные мероприятия не требуют значительных финансовых затрат, и, надеемся, улучшат качество оказываемых услуг.

Перед нами была поставлена ЦЕЛЬ: Создание с помощью проекта «Бережливый Детский сад» системы образования, реализующего право каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые возможности для полноценного физического и психического развития детей, как основы их успешного обучения в школе

Задачи:

Повышение эффективности использования средств информатизации в образовательном процессе.

  • Освоение и внедрениеновых технологий воспитания и образования дошкольников, через обновление развивающей образовательной среды ДОУ, способствующей самореализации ребёнка в разных видах деятельности

Развитие системы управления МБДОУ на основе повышения компетентности родителей по вопросам взаимодействия с детским садом.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

- повышение компетентности педагогов в области применения ИКТ.

- внедрение информационных технологий в образовательный процесс.

- создание базы методических разработок с использованием ИКТ для развития творческого потенциала ребенка в условиях ДОУ. В ДОУ подробно изучены вопросы реализации федеральных государственных образовательных стандартов к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования при реализации проекта «Бережливый Детский сад»

 

 

 

 

 

Организация деятельности «опорной» площадки ДОО

МБДОУ «Детский сад «Родничок» г. Строитель»

На базе «опорной» площадки МБДОУ «Детский сад «Родничок» г. Строитель» были проведены обучающие мероприятия для шести ДОО города Строитель и ДОО п.Яковлево.

07 – 08 августа 2019 г. – Обучающие семинары по организации рабочего места педагога, и организация работы по системе 5S.

21 августа 2019 г. – защита бережливых проектов;

07 ноября 2019 года – закрытие кейсов бережливых проектов.

Для проведения обучающий мероприятий были задействованы следующие работники ДОО: Кулик Е.А заведующий., Ципа И.С- старший воспитатель., Подзолкова О.А педагог-психолог-., Дремучева Т.А.-воспитатель, Чубуркова А.Н.- воспитатель

Для лидерских команд ДОО - участников проекта ,по вопросам ресурсного обеспечения процессов, создания рабочей группы, создания механизма обратной связи, реализации локальных бережливых проектов были проведены 14 дополнительных консультаций, в том числе индивидуальные( дважды с д/с»Аленушка» , «Сретенский», с ДОУ «Колокольчик» - четыре ,с ДОУ «Золотой ключик» - три; с ДОУ «Светлячок» - три консультации)

Для проведения дополнительного обучения сотрудников ДОО по вопросам формирования и реализации локальных проектов на базе трех учреждений ( д/с «Сретенский», «Золотой ключик», «Аленушка») проведены семинары- практикумы. Так же организовано посещение обучающих мероприятий на базе ЯПК (7ДОУ)

Для осуществления оценки результативности деятельности по внедрению бережливых технологий было организовано посещение шести ДОУ («Колокольчик» на капитальном ремонте) ,где были представлены реализованные локальные проекты по внедрению бережливых технологий .

ВЫВОДЫ: Первостепенным фактором и фундаментальной основой любых значительных преобразований в организации являются вовлеченность и мотивированность на участие в данном процессе всех сотрудников. Важным этапом реализации процесса внедрения бережливых технологий является формирование команды, ответственной за практическое выполнение мероприятий, поэтому важным моментом было проведение обучения входящих в нее сотрудников основам бережливого производства и использованию соответствующих методов, подходов и инструментов. Наряду с проведение теоретических занятий было посещение сторонних образовательных организаций (ЯПК),д/с «Калинка» г.Старый Оскол, , для ознакомления с практическими примерами и результатами успешного внедрения и использования бережливых технологий.

Существенное значение для успешности проведения преобразований в организации имеет наличие механизма, обеспечивающего получение сведений об имеющихся проблемах и узких местах, требующих внимания руководства, педагогов и сотрудников, а также родителей и гостей образовательного учреждения.

Много вопросов у лидерских групп возникало по данному направлению . Были предложены механизмы для их реализации в форме регулярного проведения анкетирования (в том числе анонимного размещения в свободном доступе специальных журналов, ящиков и урн для сбора отзывов и предложений.)

Наиболее эффективные практики и процедуры , разработанные и успешно апробированные в ходе реализации проекта «Бережливый детский сад» стандартизируются в целях обеспечения возможности их тиражирования и использования в работе по дальнейшей оптимизации процессов организации.

Итог: 1. Проведено обучение всех лидерских групп;

2.Проведены семинары по практическому внедрению бережливых технологий( так же на базе сторонних организаций успешно реализующих бережливые технологии. )

3.Разработаны и реализованы локальные проекты по внедрению бережливых технологий в восьми ОУ

4.Проходит стандартизация наиболее эффективных практик с целью использования их в работе других ОУ.

Бережливость и порядок прививаем с детства.

Шморгун М.К.
В наши дни, когда неуклонно возрастает материальное благосостояние населения, проблема формирования у детей бережливости приобретает особую остроту. Семья, живущая в достатке, предпочитает ни в чём не отказывать ребёнку, чаще обновлять гардероб, больше покупать игрушек. А там, где воспитание идёт на переизбытке – трудно формировать бережливость.
Ребёнок как можно раньше должен усвоить мысль: всё, что необходимо для жизни людей, создаётся трудом. В каждую вещь вложен труд; не беречь её, ломать, обращаться с ней неаккуратно – значит не уважать усилия тех, кто создавал её.
У самых маленьких детей формировать бережливость надо начинать с обучения их умению правильно обращаться с предметами - игрушками, пособиями, личными вещами и всем тем, что окружает его в саду и дома. Ведь без этого не выработаешь аккуратности. Малыш нуждается в том, чтобы его обучали. Для каждого вида творческой деятельности есть памятки: игрушкам, играм и книжкам отведены свои промаркированные картинками ящики и полочки. Соблюдая эти принципы, ребенок будет четко знать, где находится его шкафчик, какой в нем должен быть порядок, в каком ящике лежит конструктор, а на какой полке – книжки. Дети будут меньше времени тратить на наведение порядка, ведь они сами знают, куда и что положить. Ребёнок должен осознавать, что в жизни есть место порядку. Это является одним из элементов подготовки ребёнка к самостоятельной школьной жизни.
Проблему уборки и бережного отношения к игрушкам и книгам в средней группе №11 решили в ходе реализации проектной деятельности с детьми «Бережливость и порядок прививаем с детства». Данный проект был направлен на формирование бережного отношения детей к игрушкам книгам, а также необходимости ежедневной уборки игрушек на свои места.
Воспитатели познакомили ребят с историей возникновения игрушек через показ видеопрезентации. Провели с детьми тематические беседы об аккуратном отношении к игрушкам и книгам: «Наши игрушки», «Наши книги», «Уроки бережливости». Организовали выставку «Моя любимая игрушка», на которой каждый ребенок рассказал о своей игрушке. Предложили ребятам провести экскурсию по группе, представив игрушки и книги. Совместно с детьми разместили (наклеили) на полках картинки-подсказки, указывающие месторасположение каждой игрушки, книги. Создали творческую мастерскую по ремонту книг. Привлекали родителей, проводили беседы, рекомендации, советы, готовили папки- передвижки, чтоб и они учили детей быть более бережливыми.
В условиях проектной деятельности дети начали аккуратнее обращаться с книгами, игрушками, с удовольствием убирать их на места, промаркированные картинками-указателями. А также стали больше ценить и уважать труд человека.

В рамках реализации проекта "Внедрение бережливых технологий в деятельность дошкольных образовательных организаций Белгородской области" в нашем детском саду проходит активная работа по внедрению элементов бережливого управления.

03.10.2019 воспитатели ДОО посетили группу компенсирующей направленности №8, где воспитатель Дремучева Т.А. продемонстрировала особый порядок в группе по системе организации бережливого производства 5S (сортировка – соблюдение порядка – систематическая уборка – стандартизация процессов – совершенствование порядка): в раздевалке на дверцах шкафчиков внутри висят картинки с алгоритмами размещения вещей в тёплый и холодный периоды. Для спортивной формы – открытая стойка с вешалками, в итоге футболки и шорты не мнутся, как раньше, когда они хранились в шкафчиках, и процесс одевания на физкультуру ускоряется.

Для каждого вида творческой деятельности есть памятки, игрушкам, играм и книгам отведены собственные промаркированные картинками ящики и полочки.

Дети, приученные к порядку, умеющие самостоятельно планировать свою жизнь в детском саду, лучше вольются в школьную жизнь, что избавит их родителей хотя бы от части хлопот.

Проект «Берегуша», как способ введения бережливых технологий в ДОУ  

Подготовили воспитатели группы №4: Дашевская Н.И.

Пиня Н.П.

Подход «бережливое производство» сегодня внедряется во все сферы работы: промышленность, банковское дело, здравоохранение и т.д. Образование также не стало исключением. Бережливые технологии активно внедряются в дошкольные учреждения. Бережное использование, бережливое отношение, рациональное применение, все эти словосочетания давно на слуху. При организации работы с группой детей, создание бережливых технологий тесно связано с необходимостью сделать окружающую среду безопасной, понятной, доступной. Основным методом работы, является визуализация: посмотрел, вспомнил, повторил в действии. Для работы применяются различные алгоритмы, правила, подсказки, условные обозначения, маркёры. На красочной картинке, находящейся в зоне видимости ребенка, изображен порядок действия в той или иной ситуации. Данные технологии ориентируют ребенка, сокращают время на выполнение необходимого действия, стандартизируют рядовые операции, уменьшают время педагога, затраченное на организацию режимных моментов, информируют родителей о правилах учреждения. Наш детский сад, идя в ногу со временем, активно включился в процесс внедрения бережливых технологий.

В группе №4 в декабре 2019 года стартовал проект по социально-нравственному воспитанию «Берегуша».

Авторы: воспитатели группы № 4- Дашевская Н.И. и Пиня Н.П.

Вид: информационно-творческий.

Длительность- учебный год. Имеет четыре этапа.

Участники: воспитанники группы, воспитатели, родители.

Цель проекта: внедрение бережливых технологий в жизнь группы.

На данный момент группа вступила в первый этап проекта под названием «Бережём свою одежду и обувь». Основное место проведение – приёмная. Для оптимизации работы с детьми и родителями воспитателями были размещены в детских шкафах изображения алгоритмов одевания детей на прогулку и порядка складывания вещей в шкафу, конверты «Родительская почта», которые являются своеобразным экраном достижений ребёнка и служат для улучшения обратной связи между педагогом и родителем. В местах, доступных для обозрения, прикрепили подсказки - напоминания о правилах ухода за одеждой и обувью. Чтобы сделать окружающую среду ещё более безопасной, сделаны разметки в местах открывания дверей, развешаны таблички «Групповая комната» и «Буфетная». На входной двери расположилась табличка-благодарность за пользованиями бахилами для посетителей группы. Для поощрения успехов детей, воспитателями введён такой игровой приём, как смайлики Берегуша и Растеряша, служащий дополнительной мотивацией исполнения правил и заданий. Всё вышесказанное, направлено на достижение цели проекта и воспитания у детей бережливости, ответственности, трудолюбия, а также улучшения взаимодействия с родителями и организации рабочего пространства педагогов. Проект активно продолжается, и участники не собираются останавливаться на достигнутом.

Дата последнего изменения: 25 Дек 2019 19:00